В течение 2022 года в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ было принято большое количество нормативных актов, внесено большое количество изменений.
Но в рамках данной статьи мы рассмотрим только два из них.
1) Федеральным законом от 28 июня 2022 г. №219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в статью 7.4. Федерального закона №115-ФЗ был включен пункт 6, фактически содержащий еще одну разновидность операций, подлежащих обязательному контролю.
Речь идет о таких операциях, когда хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или физического лица, либо физическое лицо или юридическое лицо, действующие от имени или по указанию таких организации или физического лица. То есть речь идет о том, что отслеживаться будут любые операции лиц, в отношении которых принято такое решение.
Таким образом, «статус» лица, в отношении которых межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о замораживании (блокировании).
Это была ожидаемая и вполне оправданная поправка в закон, закрывающая один из технических пробелов закона приравнен к «статусу» фигуранта «перечня террористов».
2) Федеральным законом от 14 июля 2022 г. №331-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений статьи 5.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» в статью 6 Федерального закона №115-ФЗ был включен пункт 1.9, также содержащий еще одну разновидность операций, подлежащих обязательному контролю.
И вот этот вид операций, подлежащих обязательному контролю, крайне интересен.
Причем в пункте 1.9 не идет речь о какой-то конкретной операции. Речь идет о том, что Росфинмониторинг получил право определять в качестве операции, подлежащей обязательному контролю совершенно любую операцию (сделку). При этом причины принятия такого решения отнесены целиком на усмотрение Росфинмониторинга.
Предоставление Росфинмониторингу полномочий фактически самому решать, какая операция будет подлежать обязательному контролю нельзя не признать обоснованным, так как это позволит оперативно реагировать на противоправные действия, не дожидаясь внесения очередных поправок в закон.